По проблемным вопросам реализации Государственной программы переселения соотечественников в Иркутскую область

По проблемным вопросам реализации Государственной программы переселения соотечественников в Иркутскую область

78
0

      В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует Государственная программа переселения Соотечественников в Российскую Федерацию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (с крайними изменениями от 07.12.2016 г., далее – Программа). Целью программы является объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов, улучшение демографической ситуации в регионах. Исходя из статистических данных, за территорией России проживает порядка 30 миллионов только русских (http://russian7.ru/post/gde-bolshe-vsego-russkikh/), а если термин «соотечественники» принимать в более широком смысле, как люди с общностью исторических и культурных корней, то численность возрастает до порядка 150-200 миллионов человек (http://www.interfax.ru/interview/131938). За годы работы по Программе в Россию по состоянию на 2016 год переселилось 146 тысяч человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/Программа_возвращения_соотечественников_в_Россию), что составляет 1 % от численности населения России в 146 миллионов человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_России). Потенциально, при обеспечении функционирования программы, численность населения России можно увеличить в ДВА РАЗА, навсегда решив вопрос демографического кризиса во многих регионах.

(справочно: в Иркутской области до 2018 года планируется принять 2205 участников Программы, что при численности населения в 2 400           тысяч человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Иркутской_ области)составляет 0,1 % .

 Не секрет, что в Россию переезжает и большое количество трудовых мигрантов из стран Средней Азии, которые работают и проживают в России в далеко не комфортных условиях, но, по сути, тоже являются соотечественниками, и в случает распространения программы на них (при соответствующем легальном трудоустройстве, обеспечении жильем) смогли бы уже легально проживать и трудиться на благо многонациональной России.

Программа предусматривает достаточное количество льгот и социальных гарантий, которые предоставляются федеральными нормативно-правовыми актами и актами регионального (муниципального) уровней.

Вместе с тем, при всех плюсах программы, имеются и минусы. Как один из них на примере Иркутской области можно рассмотреть три аспекта проблемы:

  1. Контроль за выполнением Программы
  2. Функционирование органов миграционной службы
  3. Медицинское обеспечение.
  1. Контроль за выполнением Программы

Региональная Программа является подпрограммой (частью программы) Иркутской области «Труд и занятость» на 2014 — 2018 годы (введена Постановлением Правительства Иркутской области от 12.11.2015 № 565-пп; в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 20.05.2016 № 292-пп, далее-Подпрограмма). Таким образом, уполномоченным органов исполнительной власти на региональном уровне определено Министерство труда и занятости Иркутской области.

Вместе с тем, согласно Подпрограмме, кроме данного Министерства труда, задействованы в качестве участников:

Министерство здравоохранения Иркутской области;

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;

Министерство образования Иркутской области;

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

Стоит обратить внимание, что органы миграционной службы здесь не прописаны, хотя выполняют ряд задач по работе с участниками программы, в том числе их регистрации по месту пребывания, оформление разрешения на временное проживание, оформления «подъемных», компенсации переезда и перевозки имущества, выплаты по временной нетрудоспособности, оформление гражданства России.

Как проблема высвечивается то, что при разносторонности Программы (да и Подпрограммы) функции контроля возложены на одно из министерств. Исходя из этого посыла, чиновник (возьмем Министерство труда) не может поставить задачу и обеспечить ее выполнение чиновником другого министерства (скажем министерства здравоохранения). Для этого ему необходимо выйти через свое прямое начальство (министра труда), который в свою очередь может «попросить» об услуги министра здравоохранения, или воздействовать через правительство области. Однако такого рода «просьбы» могут быть и не услышаны, да и далеко не каждый чиновник может обратиться к своему министру с такой просьбой.

Исходя из этого можно сделать вывод, что контроль за выполнением Программы не выполняется на должном уровне, не обеспечивает ее полноценного функционирования, что создает предпосылки для нарушения прав и свобод участников Программы переселения.

Как выход из ситуации видится выведение Подпрограммы в отдельную программу, утверждаемую правительством Иркутской области с возложением функций контроля на первого заместителя губернатора области-председателя правительства Иркутской области и его аппарат.

Введение этой меры позволит обеспечить действенный контроль за выполнением федеральных нормативно-правовых актов, поручений правительства области в рамках Программы переселения соотечественников, а ее также региональной составляющей.

  1. Функционирование органов миграционной службы

Управление по вопросам миграции структурно входит в состав МВД. В части, касающейся участников Программы переселения, выполняет ряд функций, в том числе:

регистрация участников Программы по прибытию на территорию вселения в территориальных отделах (так называемая «активация» свидетельства участника государственной программы);

оформление участникам Программы компенсационных выплат («подъемных», компенсации переезда к месту проживания, перевозки багажа, выплаты пособия по временной нетрудоспособности);

оформление разрешения на временное проживание;

оформление гражданства Российской Федерации.

Прибывшие на территорию вселения участники Программы, осуществив временную регистрацию, прибывают в соответствующий территориальный орган миграционной службы (от дел) для постановки на учет в качестве прибывшего участника Программы переселения. Для удостоверения данного факта инспектором отдела делается соответствующая отметка в свидетельстве участника Программы. Далее данные передаются в управление по вопросам миграции. Информация о прибытии участника Программы в другие министерства и ведомства не передается, что не позволяет спланировать комплекс мероприятий по предоставлению различных льгот и мер социальной помощи, исключает взаимодействие по сути заинтересованных ведомств. Участник программы самостоятельно должен «оббегать» различные государственные учреждения, попутно доказывая свой статус и свои права, хотя это должны выполнять государственные структуры (то же Министерство труда, или Управление по вопросам миграции).

Так как структурные подразделения МВД по вопросам миграции (окружные отделы) кроме участников Программы принимают трудовых мигрантов, граждан России, то участникам программы, зачастую, приходится простаивать в длинных очередях, получая услуги и информацию достаточно поверхностно, из-за наличия большого потока обслуживаемых категорий.

Совсем уж гротескно то, что образуется живая очередь, посетители самостоятельно составляют списки очередности приема. А это, в свою очередь, создает скандалы и споры по поводу очередности приема, сортировки прибывающих граждан по направлениям, так как это они вынуждены делать сами.

Сопутствующей проблемой является также то, что в отделах по вопросам миграции информация по Программе переселения на стендах представлена частично, нет ни одного образца заполнения документа. Кроме того, бланки заявлений приходится копировать в различных копи-центрах за свой счет, поскольку, зачастую, они выдаются не на всех членов семьи. Как следствие бланки приходится перезаполнять с учетом поправок, вносимых инспектором и заново становиться в очередь, затрачивая на это время и нервы.

Интересен тот факт, что ранее участники Программы принимались в Управлении по вопросам миграции, где даже с прежних времен остался автомат для выдачи талонов для постановки в очередь (который, кстати, даже не включен в сеть).

Еще одним проблемным вопросом является процедура внесения изменений в свидетельство участника Программы переселения.

Получение Свидетельства участника Государственной программы на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 528. (ред.от 19.03.2013г. № 238) и возложено на структуры МВД по вопросам миграции.

Вместе с тем, имеются случаи, когда в семье участника Программы после получения свидетельства рождается ребенок, который в это самое свидетельство не вписан.

Процедура внесения изменений в свидетельство ни одним нормативно-правовым актом не урегулирована. Таким образом миграционная служба вольна самостоятельно принимать решение об отказе или удовлетворении заявления о внесении изменений в свидетельство участника Программы переселения.

Указанный пробел в законодательстве создает противоречия в части оказания компенсационных выплат, так как согласно подпункта «в» статьи 6 Программы под членом семьи подразумевается «…лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы  на постоянное место жительства в Российскую Федерацию», подтверждающим фактом является наличие соответствующей записи в свидетельстве участника Программы, а порядок внесения изменений в свидетельство не определен. Таким образом, имеет место нарушение прав членов семьи участников программы переселения, что вытекает из определений «в» статьи 6 Программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, имеющего прямое действие (силу).

Указанную проблему решить достаточно легко:

Определить органов по вопросам работы с переселенцами управление по вопросам миграции, что исключит излишнюю бюрократии, позволит соотечественникам более полноценную и качественную информацию по программе. (справочно: на территорию Иркутской области за три года планировалось принять 2205 участников программы. Учитывая наличие даже 365 дней в году, необходимо принять примерно 2 человека в день !!! что не создаст значительную нагрузку на работников отдела по вопросам работы с беженцами и переселенцами (в любом случае они этим занимаются), Также данная мера уменьшит затраты времени, денег и нервов участников Программы из-за ликвидации промежуточного приемного звена.

Для предотвращения споров по вопросам очередности и упорядочения процедуры приема необходимо будет просто включить соответствующий автомат в сеть.

Для разрешения вопроса о внесении изменений в свидетельство участника Программы необходимо:

волевое решение органов по вопросам миграции с внесением дополнений в свидетельство участника Программы, заверяющейся гербовой печатью ведомства, что не запрещено законодательством;

внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 528, а именно внести пункт: … «при изменении состава семьи участника Программы, на момент прибытия в Россию в связи с рождением ребенка, территориальный орган миграционной службы дополняет информацию о родившемся ребенке как о члене семьи участника Программы, о чем делает соответствующую запись в разделе «сведения о членах семьи» свидетельства участника Программы с заверением записи гербовой печатью учреждения. Срок предоставления данной услуги не должен превышать 10 дней с момента обращения участника Программы в соответствующий территориальный орган с заявлением в произвольной форме с приложением к нему копии свидетельства о рождении ребенка».

  1. Медицинское обеспечение.

Медицинское обеспечение участников программы регламентировано следующими документами:

1) пунктом «г» статьи 19 Программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (справочно: «…Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:…  на  получение  медицинской   помощи   в   рамках   программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;…»;

2) пунктами Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г.
№ 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

(справочно: II. Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

….

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

….

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

….

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

….

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

III. Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно

Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:

….

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

….

  1. Базовая программа обязательного медицинского страхования

Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь …, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы…

  1. Финансовое обеспечение Программы

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования

….

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется:

пренатальная (дородовая диагностика) нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций;

VIII. Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи

….

сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов.

….

При этом:

сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

….

сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;).

3) подпрограммой «оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016 — 2018 годы государственной программы Иркутской области «труд и занятость» на 2014 — 2018 годы.

(справочно:

Раздел 2. Ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы

….

4.2. Оказание медицинской помощи участникам государственной программы и членам их семей в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области на соответствующий год (далее — Территориальная программа)).

Зачастую участников Программы ошибочно причисляют к иностранцам, что противоречит пункту «г» статьи 6 Программы (справочно:

…г) иностранный гражданин — термин, включающий в  себя  понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда  нормативными правовыми  актами   для   лиц   без   гражданства   устанавливаются специальные правила,  отличающиеся  от  правил,  установленных  для иностранных граждан;). При этом участники программы в части касающейся здравоохранения приравнены к гражданам Российской Федерации (пункт «г» статьи 19 Программы) и на них не могут распространяться отношения, применимые к иностранцам.

Так как постановка на учет не включена в перечень базовой программы оказания обязательного медицинского страхования и начисто отсутствует в тексте Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г.
№ 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», то ассигнование производится за счет средств областного бюджета.

Сопутствующей проблемой является то, что полис обязательного медицинского страхования участники Программы могут получить только после получения разрешения на временного проживания (справочно: оформляется в течение двух месяцев с момента прибытия на территорию вселения) и не могут получать медицинские услуги с его помощью.

Как следствие, я как участник программы столкнулся с этой проблемой, а именно:

5 июля 2017 года я вместе с семьей (жена на 5-м месяце беременности и трое несовершеннолетних детей) прибыл на территорию вселения в город Иркутск.

Так как моя жена нуждалась в наблюдении за ходом беременности, в начале второй декады июля сего года мы обратились в женскую консультацию по месту проживания. В постановке на  учет в первой и второй поликлиниках нам отказали, так как мы не имеем полисов обязательного медицинского страхования, которые мы можем получить только после получения разрешения на временное проживание.

Вместе с тем, подпунктом «г» статьи 19 Государственной программы содействия переселению Соотечественников предусмотрено право «…на  получение  медицинской   помощи   в   рамках   программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации»,  разделом «II» постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бесплатное предоставление «….первичной медико-санитарной помощи…», которая включает в себя в том числе «…мероприятия по …. медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности …», разделом «III» этой же Программы установлено бесплатное оказание медицинской помощи при беременности, родах, послеродовом периоде и абортах.

Для разрешения вопроса я обращался в Министерство здравоохранения Иркутской области (вх. 04-54-2883/17 от 24 июля 2017 года, 04-54-2905/17 от 25 июля 2017 года, 04-54-2956/17 от 31 июля 2017 года). В результате мне было отказано в постановке беременной жены на учет и только после вмешательства главы Росздравнадзора по Иркутской области было проведено УЗИ, которое показало гибель плода.

После экстренной госпитализации жены в 8-ую Иркутскую городскую клиническую больницу, где она находилась с 28.07 по 03.08.2017 года, мы повторно обратились в поликлинику № 1 за постановкой на учет, а также для реабилитации жены после проведенных процедур. В данном учреждении в медицинской помощи нам было отказано.

Ответ Министерства здравоохранения области за № 02-54-14164/17 от 08.08.2017 года говорит о том, что моей семье (в том числе моей жене) может быть оказана только скорая медицинская помощь (почему то исключая наблюдение за беременностью, что отражено в Постановлении Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»).

Таким образом, моей жене было отказано в реализации прав, установленных Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации на медицинское обслуживание (по беременности, реабилитационном периоде), мне и моим детям по постановке на учет.

Для устранения нарушения законодательства, прав моих и моей семьи я обратился с заявлением на имя губернатора области (№ 30431 от 30.07.2017 года), но ответ пока не получил.

В целях устранения выявленных недостатков и первопричин возможен следующий вариант:

внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и соответствующую региональную программу: следующего содержания:

«… участникам государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию бесплатно за счет средств областного бюджета, до момента получения полиса обязательного медицинского страхования, организациями здравоохранения оказываются услуги по постановке на учет, предоставлению медицинской помощи, указанной в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно).

Согласно данных региональной программы содействия переселению, Соотечественников, в Иркутскую область планирует переехать порядка 2205 соотечественников, которых (в том числе и еще не родившихся детей) может постичь та же трагическая участь, что и мою семью.

Учитывая то, что подобная ситуация может иметь место и в других регионах России, прошу довести информацию о невыполнении Указа Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации до общественности и правозащитных организаций.

Атаманов С.А. 9 августа 2017 года

 

Поделись с друзьями
Share on VKShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ


*