Отчет участника Всероссийской сети экспертов «За справедливый труд в тюрьмах» ...

Отчет участника Всероссийской сети экспертов «За справедливый труд в тюрьмах» по Иркутской области

461
2

       Уголовно-исполнительное законодательство относит труд осужденных к основным средствам их ресоциализации и возмещения нанесенного ими ущерба.

       Между тем, характеристики, номенклатура и объем товаров и услуг, производимых осужденными,  в настоящее время не дают возможность обеспечить необходимую трудовую занятость большинства осужденных силами и средствами Уголовно-исполнительной системы Иркутской области.

           На территории Иркутской области существует 12 исправительных колоний, 6 колоний-поселений, в которые были направлены запросы членов ОНК по вопросам проведения трудового мониторинга, см.: Приложение № 1 к Отчету – вопросы трудового мониторинга.

           Исправительные колонии, находящиеся на территории Иркутской области:

1) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

2) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Иркутск)

3) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района)

4) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Иркутск)

5) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

6) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 14 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

7) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 15 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

8) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Маркова Иркутского района)

9) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Вихоревка Братского района)

10) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 1 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Бозой Эхирит-Булагатского района)

        — исправительная колония № 11

11)   — исправительная колония № 40

12) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 8 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Саянск)

— исправительная колония № 32

         Колонии поселения, находящиеся на территории Иркутской области:

1) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Усть-Кут)

2) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 22 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Тайшет)

3) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Улькан Казачинско-Ленского района)

4) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 51 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района)

5) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 51 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района)

6) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 1 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Бозой Эхирит-Булагатского района)

— колония-поселение № 44.

       По состоянию на 16.10.2016 г. на вопросы трудового мониторинга были получены ответы из следующих учреждений, исправительные колонии:

         1) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

         2) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Иркутск)

         3) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района)

         4) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 14 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

         5) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 15 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Ангарск)

         6) федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Маркова Иркутского района)

         7) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 1 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Бозой Эхирит-Булагатского района)

         — исправительная колония № 11

         8)   — исправительная колония № 40

         9) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 8 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Саянск)

        — исправительная колония № 32;

          Из колоний поселений:

1) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Усть-Кут)

2) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 22 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Тайшет)

3) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Улькан Казачинско-Ленского района)

4) федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 51 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района)

5) федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 8 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Саянск)

          — колония-поселение № 50

         Надо отметить, что наиболее полные и содержательные ответы были получены из:

— федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 8 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Саянск) исправительной колонии № 32 и колонии-поселения № 50; федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Тайшет), остальные учреждения, как правило, ограничились предоставлением статистических данных.

        В ходе проведения мероприятий по трудовому мониторингу рабочей группой ОНК Иркутской области были проведены посещения:

-колонии-поселения № 22 ГУФСИН России по Иркутской области» (г. Тайшет),

-исправительной колонии № 4 ГУФСИН России по Иркутской области» (п. Плишкино Иркутского района),

-исправительной колонии № 14 ГУФСИН России по Иркутской области,

-исправительной колонии № 2 ГУФСИН России по Иркутской области, где был проведен опрос заключенных на производстве.

        В соответствие с Ответом ГУФСИН по Иркутской области от 11.08.2016 г. № 39/ТО/21-6842: «в 1 полугодии 2016 года в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области привлечены к труду 4579 осужденных или 34,6% от1 их общей численности.

        Из указанного количества 3316 человек привлечены к труду за счет средств приносящей доход деятельности,: 1266 заняты на хозяйственном обслуживании учреждений. К работам со сдельной и .косвенно-сдельной оплатой труда привлекались 2756 осужденных, средний процент выполнения установленных норм выработки составил 53,2%.

       Количество привлеченных к труду инвалидов 2 и 3 группы составило 78 человек. Осужденные инвалиды заняты в основном на. работах по хозяйственному обслуживанию учреждений (26 человек) и на швейном, производстве (16 человек). Количество привлеченных к труду пенсионеров по возрасту составило 33 человека.

         С осужденными, привлеченными к труду, проводится вводный инструктаж по охране труда и инструктаж на рабочем месте с регистрацией в журнале инструктажей. Стажировку на рабочем месте продолжительностью от 3 до 14 рабочих смен проходят все осужденные, привлеченные к труду, на основании приказа начальника исправительного учреждения.

        Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности й производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется распорядком дня исправительного учреждения. Работающие осужденные обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями.

           Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для лиц, не достигших 18 лет, содержащихся в ФКУ Ангарская ВК ГУФСИН России по Иркутской области (не более 24 часов в неделю).

           По результатам специальной оценки условий труда рабочие места с вредными условиями труда имеются в кузнечных и авторемонтных участках, а также в котельных учреждений.

       По итогам работы за 1 полугодие 2016 года листы нетрудоспособности выдавались 217 осужденным, в том числе 7 по полученной травме на производстве.

      Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работающих осужденных, в соответствии с требованиями статьи 104 Уголовно- исполнительного кодекса РФ, составляет: 18 рабочих дней — для отбывающих наказание в воспитательных колониях, 12 рабочих дней — для отбывающих наказание в иных исправительных учреждениях.

        Привлечение осужденных к работе в выходные и праздничные дни производится в соответствии с требованиями статьи 113 Трудового кодекса РФ с их письменного согласия на основании приказа начальника исправительного учреждения. Осужденным, работавшим в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется другой день отдыха.

           Вывод осужденных на работу в ночное время осуществляется на основании разнарядок, утвержденных начальником исправительного учреждения. Оплата труда в ночное время производится в соответствии с требованиями статьи 154 Трудового кодекса РФ. Накануне нерабочих праздничных дней рабочий день сокращается на 1 час.

           Заработная плата работающим осужденным начисляется и выплачивается 1 раз в месяц. Расчетные листки осужденным, в том числе отбывающим наказания в колониях-поселениях, выдаются ежемесячно.

       Запрашиваемые Вами сведения о количестве осужденных, прошедших стажировку на рабочем месте, о количестве осужденных, получивших средства индивидуальной защиты, о выявленных нарушениях правил техники безопасности не предусмотрены действующими формами ведомственной статистической отчетности.».

       С учетом представленной информации самая высокая среднемесячная заработная плата в исправительных учреждениях в ИК-11 ОИК-1 (п.Бозой), швейное производство п.Бозой – 8882 рубля. Между тем, из указанного учреждения именно от работников швейного производства в адрес ОНК недавно поступили сведения о задержке заработной платы за 4 месяца в отношении 3 человек. По поступившей информации жалобщикам за отказ от работы (по основанию не уплату заработной платы) должен был быть назначен штраф. Согласно анализу Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Лукин В.А. от 3 сентября 2014 г. в ходе анонимного опроса установлено, что почти 4/5 осужденных колонии считают оплату труда несправедливой, а около половины сообщают о нарушениях трудовых прав. 50% осужденных сообщили о нарушении администрацией требований о продолжительности рабочего времени и 40% о нарушении с её стороны требований об обеспечении безопасных условий труда. Оплату труда считают справедливой только 15% респондентов. 5 ноября 2015 года Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Лукин В.А. организовал проведение анонимного опроса лиц, отбывающих наказание в ИК-11 (повторно) и ИК-40.  Более 50% осужденных (как и в 2014 году)  сообщили о нарушении администрацией требований о продолжительности рабочего времени и 43%  (+3%) о нарушении с её стороны требований об обеспечении безопасных условий труда. Оплату труда считают справедливой только 6% (-9%) респондентов. 53% респондентов указали, что за последний год были случаи незаконного привлечения администрацией учреждения осужденных к выполнению работы без оплаты. Согласно выводам УПЧ Иркутской области от 05.11.2015 г. в учреждении ИК-11 нарушается требование ТК РФ об оплате труда осужденных в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также конституционное право на отдых.

       При этом, согласно заключению ОНК Иркутской области от 18.12.2015 г. «…Осужденные швейного производства говорят о не справедливости со стороны нач. ИК-11 Фроловой Т.В.  «Они» указывают, что мол «Мы» работаем, а все «Благодарности и Поощрения» достаются-таким как «Жи…..ва, Ма……ко» и другим, которые входят в «Организованную группу» — под руководством нач. ИК-11 Фроловой Т.В. Об этом могут свидетельствовать и заработки «Бригадира» — Жи……..ой.

      Анализируя ситуацию по «Швейному производству» — окладникам не доплачивают до МРОТ, Сдельщики получают «Гроши» — которые не позволяют приобрести «Даже» необходимые товары на месяц, не говоря о финансовой помощи родителям и несовершеннолетним детям.

           ОНК обращает внимание, что разница в начислении между «Оклад» (5900 р.) и «Сдельщиком» (800) руб. —  разница при начислении составляет 5 100, при этом на руки  «Окладники»-  получают  1300, а сдельщики 200 р., при этом у «Окладников» — за питание высчитывают 2 800р, а у «Сдельщика» — 170р., при этом за ком.услуги у обоих высчитывают по 264 р., что говорит о том, что «Окладник» — кормит «Сдельщика», т.е.- «Того» — от которого зависит изготовление изделия!

           В связи с чем ОНК полагает, — что «Сдельщик» не только не в состоянии себя прокормить в учреждении, так он ещё не в состоянии себе заработать на первые и необходимые товары, ни говоря уже, о какой то «Косметики» или финансовой помощи своим родителям, либо несовершеннолетним детям. А теперь можно представить — Какие алименты могут направляться детям в интернаты и детские дома, если за 27 раб. дней «Сдельщик» зарабатывает 780 руб., т.е. в день«АЖ» — менее 29р.

          Учитывая сложившуюся ситуацию с оплатой на производстве, ОНК считает, что женский труд на производстве ИК-11 у «Сдельщика» — приравнивается к рабскому труду, поскольку  дневная зарплата в 29 р.- равна стоимости 1 булки хлеба.

        Что напрямую свидетельствует, что в учреждении ИК-11 грубейше нарушается Кодекс Законов о труде и МРОТ, а равно ч.1 и ч.2 ст.105 УИК РФ.

         Анализируя ситуацию по М.Т.К. и К.Л.А. (инвалид 3гр.) — Лишний раз говорит о том, что работа Отдела Труда и Заработной платы на ИК-11 непонятна осужденным, как не понятно и то — куда деваются вычитаемые деньги по «Алименты и Иски»? — Если вычитаемые деньги не доходят до детей и до потерпевших.».

       Кроме того, исходя из сведений, полученных из опросов заключенных и недавно освободившихся – средства индивидуальной защиты и дополнительное питание в ИК-11 и ИК-40 часто не выдаются, что противоречит представленной информации из учреждения, а, следовательно, вся вышеизложенная информация относительно ИК-11 требует дополнительной проверки.

      Информация о не предоставлении средств индивидуальной защиты и дополнительного питания при вредных условиях труда касается всех учреждений.

       С учетом представленной информации самая высокая среднемесячная заработная плата в колониях-поселениях в КП-20 г.Усть-Кут– вальщик леса среднемесячно получает 10275 рублей.

           Практически во всех учреждениях существует практика доплаты до МРОТ.

         «Полуставочники» имеются – в КП-22 п.Тайшет (2 чел.). Практически во всех учреждениях существует как сдельная, так и повременная, косвенно-сдельная оплаты труда. Везде существуют вредные условия труда.

         В ходе проведения опросов и получения от осужденных (в разных колониях) дополнительной информации – существует дефицит рабочих мест, за работу «держатся», заработная плата по сдельной оплате труда в целом повысилась, а работающие «по ставке» наоборот стали получать меньше. Существует практика, когда осужденный оформлен на работу уборщиком, а фактически работает специалистом, или числится в «простойном» отряде, а фактически работает уборщиком.

         Во всех учреждениях существуют сторонние организации, привлекаемые для работы осужденных, много трудоустроенных инвалидов.

          Одновременно с этим существует ненормированный не оплачиваемый труд.

       При возникновении и эскалации трудового конфликта заключенные всегда находятся в более «незащищенном» положении – за работу им не платят, подлежат увольнению, сокращению, штрафу, помещению в ШИЗО или ПКТ.

          В связи с чем, рекомендую:

         1) Для реализации прав и законных интересов осужденных, в том числе права на воспитательную работу – обеспечить соблюдение 8-часового рабочего дня, сорока часовой рабочей недели.

         2) Для обеспечения права на оплату труда – обеспечить оплату труда не ниже МРОТ, поскольку занижение размера оплаты труда среди прочих отрицательных последствий влечёт ненаправление денежных средств в Пенсионный Фонд России, что влияет на накопительную часть будущей пенсии, а также в ФОМС.

      3) Предусмотреть законную возможность, позволяющую осужденным участвовать в организации производства либо осуществлять индивидуальную трудовую деятельность.

    4)  Усилить развитие системы колоний-поселений и трудоустройства содержащихся в них лиц.

     5)  Усилить контакты учреждений и ГУФСИН с руководством городов, нуждающихся в рабочих руках в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

         6)  Оборудовать большее количество мест для инвалидов.

         7)   Пресечь организацию нелегальных рабочих мест для осужденных.

     8) Оптимизировать взаимодействие  органов местного самоуправления и субъектов бизнеса с учреждениями УИС, расположенных на их территории, по вопросам  размещения заказов на производстве учреждений, привлечения к труду осужденных,  трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы.

        9)  Предусмотреть законную возможность возмещения сторонним организациям денежных средств, оплачиваемых в бюджет в качестве налогов за привлечение к труду заключенных.

     10) обеспечить возможность трудиться тем подозреваемым и обвиняемым, которые находятся в СИЗО и изъявили такое желание.

        11) не допускать составления рапортов о недобросовестном отношении к труду осужденным, которые не выполняют норму выработки либо отказываются от работы при не оплате их труда, возникновении трудового конфликта.

        12) не допускать сокращения мест для курения на производственных объектах;      13)  при  планировании времени и продолжительности производственных перерывов учитывать пропускные возможности туалетов, комнат приема пищи; в случае недостаточной пропускной способности предусмотреть посменный график  перерывов.

      14) проводить обучение, трудоустраивать с учетом специальностей исходя из принципа вариативности.

         Эксперт Всероссийской сети

         экспертов «За справедливый труд в тюрьмах»             ________С.И.Хроменков

 

Поделись с друзьями
Share on VKShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

2 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Ранее, в рамках проведенного трудового мониторинга (мониторинга нарушений прав заключенных в сфере их трудовой деятельности в местах принудительного содержания) из указанного учреждения от работников швейного производства в адрес ОНК поступили сведения о задержке заработной платы за 4 месяца в отношении 3 человек. По поступившей информации жалобщикам за отказ от работы (по основанию не уплату заработной платы) должен был быть назначен штраф, см.: http://pravoirk.ru/archives/7504. […]

  2. […] Ранее, в ходе проведенния трудового мониторинга (мониторинга нарушений прав заключенных в сфере их трудовой деятельности в местах принудительного содержания) из указанного учреждения от работников швейного производства в адрес ОНК поступили сведения о задержке заработной платы за 4 месяца в отношении 3 человек. По поступившей информации жалобщикам за отказ от работы (по основанию не уплату заработной платы) должен был быть назначен штраф, см.: http://pravoirk.ru/archives/7504. […]

Comments are closed.