Домой Общее Законодательное и фактическое удушение обнала: что дальше?

Законодательное и фактическое удушение обнала: что дальше?

658
0

Когда в 2013 году был принят прославленный №134-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и одновременно с этим ЦБ выпустил свои инструкции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и противодействию терроризму (так называемые правила ПОД/ФТ) я думал, что уже к концу 2015 года, обналу придет конец. Не пришел. Но мы движемся к финалу подобных способов оптимизации налогов очень быстро.

Вот лишь некоторые из мер, принимаемые государством совместно с Центральным банком:

  • уже полтора года успешно работает АСК НДС-2 и Big data (автоматическая система контроля уплаты НДС и база данных по уплате);
  • с лета 2016 года вступила в строй СУР АСК НДС-2: Письмо ФНС от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@;
  • готовится к выпуску АСК НДС-3 (версия, предусматривающая контроль расчетных счетов в онлайн режиме);
  • система маркировки КиЗами набирает обороты (контрольные идентификационные знаки). Правда, в части меховых изделий оказалось, что у нас в стране черный рынок меховых изделий составлял 80% всего товарооборота этой отрасли. И, конечно, от этого прежде всего страдали легальные производители и поставщики. Так что, не везде ужесточения являются плохими;
  • вводятся онлайн-кассы для всех и вся со 100% контролем любого чека, любой продажи;
  • постепенно (заработает в 2018 году) вводится автоматический обмен налоговой информацией с иностранными государствами;
  • в ЦБ в октябре 2016 года полностью поменяли правила контроля над коммерческими банками. Шаг за шагом это ликвидирует все лазейки для обнала через комбанки;
  • Росфинмониторинг вводит все новые и новые параметры слежки за каждым рублем;
  • про прослушку и прочтение всей нашей коммуникации, пакет «Яровой» состоящий из двух законов, вы уже слышали;
  • сильно расширено и одновременно ужесточено законодательство об откатах и взятках;
  • для участников госзакупок введены спецсчета;
  • сборы (администрирование) страховых взносов, таможенных платежей и денег от оборота спиртного переданы на контроль налоговиков;
  • в части блокирования коммерческими банками (часто без причины, а лишь по подозрению) расчетных счетов и карт вы тоже наслышаны;
  • появились способы взыскания недоимок, пеней и штрафов с взаимозависимых лиц, если на них во время проверки были переброшены активы, обороты, люди и т.д.;
  • законодательно и в судебной практике закрепилось положение, согласно которому недоимки, пени и штрафы взыскивают за счет личного имущества директоров с мотивировкой «нанесение ущерба бюджету неправомерными действиями директора»;
  • аналогичная ситуация и с учредителями. С них тоже налоговики научились взыскивать налоги учрежденных ими компаний, если у компании недостаточно средств для погашения недоимок, пеней и штрафов;
  • могут запретить (наложить арест) даже на единственное жилье и, если человек умрет, по его долгам будут отвечать наследники. Это также закреплено и законодательно, и решением Пленума ВС.

Некоторые нормативные акты, направленные на борьбу с обналом (и немного с нелегальным импортом, как разновидностью обнала):

  • №134-ФЗ от 28 июня 2013 года: ключевой закон, направленный на уничтожение обнала;
  • №115-ФЗ от 7 августа 2001 года, последняя редакция №374-ФЗ от 6 июля 2016 года;
  • Письмо ЦБ от 31 декабря 2014 №236-Т направлено на борьбу с обнальными конторами и транзитными «серыми» организациями;
  • Письмо ЦБ от 16 июня 2015 года №014-12-1/5123: требование к банкам использовать сайты ФНС;
  • Письмо ЦБ от 31.12.2014 №236-Т …о признаках, которыми могут характеризоваться транзитные операции. Этим письмо устанавливается контроль за теми розничными продавцами, которые не производят инкассацию выручки либо делают это в незначительном объеме;
  • Методические рекомендации ЦБ от 4 декабря 2015 года №35-МР о ликвидации обнала через торговые сети, торгующие за наличный расчет (как продолжение предыдущего с добавлениями);
  • Методические рекомендации ЦБ от 2 апреля 2015 года №9-МР о ликвидации обнала через платежных агентов и транзитные счета;
  • Письмо ЦБ от 10 июня 2013 года №104-Т: в части работы и ввоза товаров через Беларусь;
  • Письмо ЦБ от 3 октября 2014 года №168-Т: в части работы и ввоза товаров через Казахстан;
  • Письмо ЦБ от 14 июня 2016 года №014-12-1/4609: о перекрытии нелегального импорта через Армению и Киргизию;
  • Указание ЦБ от 18 августа 2016 года №4105-У о том, как некредитные финансовые организации должны бороться с отмыванием денег.

Не вижу смысла дальше все это перечислять. При рассмотрении способов оптимизации я даю решения, как успешно выживать даже в этих условиях. Но факт остается фактом: обналу накинули петлю на шею и успешно ее затягивают.

К чему все это приводит?

  • Впервые за последние 15 лет я столкнулся с тем, что держатели обнальных сетей уходят из «бизнеса» по обналичке. Я не могу этот исход назвать массовым, но начало положено, и тенденция идет на сворачивание этого «бизнеса»;
  • Впервые «люди сверху» стали испытывать кадровый голод в части поиска идиотов, готовых возглавить обнальные сети;
  • Стоимость обналички выросла с 2% в 90-е годы до 8-10% (лето 2016 года), и этот рост продолжается. Как заявил заместитель председателя ЦБ «мы сделаем обналичку экономически невыгодной»;
  • Центральный банк шаг за шагом, последовательно перекрывал и перекрывает кислород следующим способам обналички:
  1. Вначале ликвидировали прямой обнал через коммерческие банки, хотя полностью ликвидировать обнал не удалось;
  2. Затем взялись за обнал через терминалы по приему платежей;
  3. Потом дошла очередь до ликвидации обналички через торговые сети;
  4. Затем взялись за ИП-шников, через которых шел поток обналички;
  5. Сейчас потихоньку перекрывают обнал через физлиц;
  6. На очереди ликвидация обналички через иностранных граждан. В общем работа по ликвидации обнала идет полным ходом;
  • Налоговики тоже не дремлют и работают все качественнее и качественнее. С учетом выигранных налогоплательщиками дел по фактам связей с обнальными конторами, точная статистика такова: 2008-2010 – примерно в 70% случаев выигрывали бизнесмены, 2012-2013 годы – 50/50, 2014-2015 годы – бизнесмены в среднем выигрывали только 30% дел. Первая половина 2016 года – бизнесмены выигрывают (по фактам связей с обнальными конторами) не более 15-17% дел;
  • Одновременно резко растут суммы доначисленных и выигранных налоговиками недоимок, пеней и штрафов. Если взять Москву и Санкт-Петербург, рост в первом полугодии 2016 года в сравнении с 2015 годом в два раза;
  • Количество возбужденных уголовных дел, к сожалению, тоже последние годы растет. Да, к сожалению. Потому что как бы криво бизнесмен не работал, он все равно создает национальное достояние страны, рабочие места, вливает деньги в экономику и уж совершенно точно, что разорение в результате возбуждения уголовного дела и тем более посадка только вредят экономике страны…

Источник: https://turov.pro/zakonodatelnoe-i-fakticheskoe-udushenie-obnala-chto-dalshe-c/?utm_source=fb&utm_medium=smm&utm_campaign=zakonodatelnoe-i-fakticheskoe

Поделись с друзьями
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Email this to someone
email
Print this page
Print