Значение АУЕ: почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков

Значение АУЕ: почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков

238
0

Фото Юрий Белинский (ТАСС) «Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ.

Тысячи подростков строят жизнь по «воровским понятиям» АУЕ. Правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в этом движении

ПОБОРЫ ОТРИЦАТЬ НЕВОЗМОЖНО

— АУЕ — действительно столь массовое явление, как полагает куратор общественных проектов в администрации Президента РФ Яна Лантратова? Она сообщила Путину, что в 18 регионах страны дети платят дань в общак.

— Боюсь, Лантратова не ошибается. Сотни тысяч подростков имеют к этому отношение. Поборы есть — это отрицать невозможно. И тут две опасности. Первая — говорить, что все выдумали журналисты, сотворили миф. Вторая — опасность преувеличения, когда за членство в АУЕ начнут давать от «трех до пяти». Ударяясь в крайности, можно добиться одного: идеология продолжит развиваться.

— В мае в Челябинске подростки напали на полицейскую машину с криками «АУЕ!», до того в Забайкалье атаковали полицейский участок, чтобы освободить арестованного товарища. Почему на это смотрят сквозь пальцы?

— Если они совершили уголовно наказуемое деяние — вступает в действие Уголовный кодекс. Никто не может сказать, что при нападении скинхедов на полицейских первых надо сажать, а при нападении членов АУЕ — простить их. И чем отличается нападение членов АУЕ на автомобиль от нападения пьяного хулигана на тот же автомобиль? Есть преступление — возбуждается дело. И, может быть, так будет деятельное раскаяние, исключающее привлечение человека к уголовной ответственности.

— АУЕ акции проводит показательно.

— Пьяный хулиган тоже может это делать показательно. Разница в другом. За АУЕ стоит определенная субкультура. Идеология. Взгляды, которые люди считают единственно правильными. Они готовы доказывать их правоту. А пьяный хулиган, когда он протрезвел, уже сожалеет о сделанном. Сторонников АУЕ нельзя привлекать ни за идеологию, ни за взгляды — можно привлекать только за уголовно наказуемые действия. А вот со взглядами — бороться на поле идеологии и культуры.

КАКОЙ ПОЗИТИВ В КРИМИНАЛЕ?

— Можно ли считать, что АУЕ — не просто «модное» течение в среде «неблагополучной» молодежи от Урала на восток страны, а уже сформировавшееся сообщество, живущее по воровским понятиям?

— Не думаю, что оно достигло степени формирования некоего сообщества. Чтобы к ним уже можно было применять некие статьи УК. Это — субкультура, ориентированная на молодежь и привлекающая ее внешними яркими эффектами. Сориентированная на молодежную психологию. Имеющая и некую позитивную составляющую, которую нельзя отрицать.

— И в чем же позитив?

— Например, люди не должны нарушать свое слово. Держать обещание. Помогать товарищам. АУЕ частично апеллирует и к общечеловеческим моральным ценностям, которые приобрели значение в 20-м веке. Нельзя говорить, что АУЕ направленно лишь на то, чтобы кого-то унизить, отнять, ограбить, убить — оно бы тогда не привлекало столько сторонников! Если бы это была идеология, основанная на человеконенавистничестве, с ней легче было бы бороться, она не пользовалась бы такой популярностью.

Надо объяснить носителям АУЕ, что моменты, которые привлекают их в этой идеологии, приведут их в лучшем случае в тюрьму, их родственников — на кладбище, а в худшем — на кладбище их всех. Они не хотят вселенского зла. Думают, что правда на их стороне, и они такие особенные. Это похоже не столько на идеологию ИГИЛа (запрещена на территории РФ — Ред.), сколько на идеологию фашизма. Впрочем, принципы АУЕ — менее человеконенавистнические.

Трансформация в позитив у АУЕ маловероятна, но полностью такое я бы не исключал.

— Считается, что у сообщества есть взрослые кураторы из криминальной среды, через которых идут на зоны средства, собранные в школах и колледжах членами АУЕ…

— Вопрос сложный, его надо исследовать. В Челябинской области я посетил колонию и СИЗО — и были слухи, что кто-то из детей покончил с собой из-за того, что не смог собрать деньги для АУЕ. Я следил за реакцией заключенных на мой рассказ. Смотрел не только за тем, что они говорят, но и за их выражением глаз, за мимикой. Рассказывал и «мужикам», и тем, кто причисляет себя к криминальной элите, — всюду видел возмущенную реакцию. Не видел тех, кто мог быть такими кураторами. Но это не значит, что их нет. Криминальный мир разнообразен и у них нет министра и заместителей.

Но опасность не в людях, которые могут стоять за АУЕ. Это всего лишь люди. Опасность в привлекательности самой идеологии. И она в отсутствии устоявшихся этических ценностней и некоего этического консенсуса в стране оказывает влияние на определенное количество людей. Замещая этот консенсунс.

— То есть АУЕ расползается, потому что нет этического консенсуса?

— Само общество и некоторые действия властей формируют у людей впечатление, что все коррумпировано, честно с властями общаться невозможно — тебя обманут. Создается такая атмосфера, чтобы тинейджеры либо не понимали, что делает власть, либо как раз все это понимали и с презрением относились.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

— В соцсетях возникли сообщества АУЕ, куда входят десятки тысяч подростков (есть цифра — 800 тысяч). Главная тема — романтизация криминального образа жизни и противопоставления «своих» и чужих.

— Я эти 800 тысяч не видел. Я много общаюсь с молодежью, выступаю в колледжах, школах, на улицах. Ни в одном городе, который я посетил, такой массовости не видел. Но все равно это тревожно. Есть два пути.

Первый — ввести уголовную ответственность за принадлежность к АУЕ, такой подход мы любим использовать в нашей стране в последние 500 лет. Есть другой путь. В интернете грамотные специалисты с ними беседуют, им возражают. Дискутируют, но говорят с ними на уважительном языке. Это то, что я пытался сделать, когда были первые националистические выступления. Я входил в эти группы и меня обещали убить, но когда спустя 5-7 лет я встречал этих людей в живую, ничего кроме слов благодарности я не слышал. Тут нужна воля государства.

— Как конкретно бороться с расползанием АУЕ?

— Не отрицая мер административного и уголовного характера в рамках действующего законодательства, основная борьба с АУЕ должна вестись на культурном и этическом фронтах… Уже была босяцкая субкультура и субкультура воров законе в 40-70-е годы в нашей стране, и ни к чему хорошему это не привело. Ни для тех, кто их развивал, ни для тех, кто пытался сделать ставку на них.

…Может, нужна межведомственная комиссия или рабочая группа. Несколько десятков грамотных специалистов. Психологов. Педагогов. Историков. Криминалистов. Бывших заключенных. Бывших сторонников АУЕ. Специалистов по молодежной субкультуре. Бывших скинхедов.

— Но среди легенд об АУЕ есть и такая: можно войти, но выйти из него нельзя — иначе смерть.

— Это да, это легендирование АУЕ. Это связано с мифами, с легендами, что «или верность и единство — или смерть». На самом деле такого не происходит. Если бы АУЕ представляло из себя то, чем он себя позиционирует, у нас было бы сейчас не 1700 несовершеннолетних заключенных, а десятки тысяч в колониях. Слава богу, мы этого не имеем. Если не развенчивать их идеологию, это будет очень опасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

Что значит АУЕ? Все чаще в интернете, да и в повседневной жизни обыватели встречают странную аббревиатуру — «АУЕ». Она, будто бы обаятельно матерная и в то же время пугающая своим видом, скрывает за собой страшное нутро

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Автор Егор Емельянов

Источник: http://www.irk.kp.ru/daily/26705.7/3729737/

Поделись с друзьями
Share on VKShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ