Домой АДЦ Проведение «круглого стола» по вопросам Государственной программы переселения Соотечественников из-за рубежа

Проведение «круглого стола» по вопросам Государственной программы переселения Соотечественников из-за рубежа

684
0

23 августа в Иркутске по адресу Красноармейская 3а по инициативе Управления по вопросам миграции МВД РФ по Иркутской области состоялось проведение «круглого стола» с участниками Государственной программы переселения Соотечественников из-за рубежа (далее – переселенцев).

Со стороны властных структур на встрече принимали участие представители управления по вопросам миграции МВД РФ, министерства здравоохранения, министерства труда и занятости, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с противоположной стороны «стола» находились в большинстве участники программы переселения из Казахстана, а также граждане Украины и Узбекистана.

В ходе мероприятия был задан ряд вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание.

1. Участие в государственной программе.

Вопрос от переселенцев из Казахстана (Атаманов С., Иванов Д.) Министерству труда и занятости.

Почему в Иркутской области установлен ценз для участников программы переселения Соотечественников (обладание квалификацией и опытом работы по полученной специальности не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления на участие в Государственной программе), хотя многие переселенцы имеют большой стаж и опыт работы не по специальности. По словам представителя министерства труда Иркутская область принимает соотечественников-специалистов, а не потенциальных граждан, хотя в области наблюдается миграционный отток и согласно ст.7 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 (далее – Указ) целями программы переселения является «решение демографических проблем, в первую очередь – на территориях приоритетного вселения» (к которым отнесена Иркутская область).

Получается, министерство труда Иркутской области решило, что решать демографические вопросы не нужно, главное привлечь трудовую силу, соответствующую ее требованиям, а то, что имеются специалисты с огромным стажем, опытом работы, это уже во внимание не принимается. В связи с этим возникает еще один вопрос: почему органы федеральной власти не контролируют подотчетные им структуры на предмет соответствия целей территориальных программ – федеральным ?

2. Выплата компенсации за поднаем жилья

Вопрос от переселенцев из Казахстана (Грейслер Н.) Министерству труда и занятости.

Частичная компенсация аренды жилья предусмотрена постановлением правительства Иркутской области от 15 января 2016 года № 20-пп. Согласно указанного документа, участнику государственной программы предоставляется частичная компенсация аренды жилья, но не более 200 рублей в сутки до размера 70 % стоимости аренды жилья, при этом обязательным условием является проживание по месту регистрации. Компенсация выплачивается в течение не менее 6 месяцев.

Все бы хорошо, но и тут возникают вопросы, например почему участнику гос.программы льготы предоставляется, а членам его семьи, прибывшим и проживающим вместе с ним – нет (хотя компенсации ему и членам его семьи предусмотрены Указом). Получается, что члены семьи оказываются «за бортом». По разъяснению представителя министерства труда данное ограничение (в 200 рублей с человека) возникает из-за ограниченности областного бюджета, и должно иметь «разумные пределы» не превышающие на семью даже в составе к человек и более 6 тысяч рублей !!!!. Вместе с тем такая большая семья будет снимать уже явно не однокомнатную, а двух или трехкомнатную квартиру (дом), и эти 6 тысяч будут в разы ниже 70 % порога стоимости аренды жилья.

Кроме того, ограничение на выплату компенсации из-за обязательного соответствия места проживания месту регистрации ограничивает переселенцев в их правах, так как их местом проживания могут оставаться квартиры, находящиеся в стране исхода, а проживать они могут по месту пребывания в регионе вселения. То есть, место жительства может не совпадать с фактическим местопребыванием лица, а также с гражданством лица, так как гражданин одной страны может иметь место жительства в другой стране. Место жительства применяется при анализе правоотношений в международном частном праве, например, при определении личного закона физического лица (статья 1195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, имеет место произвольное и незаконное ограничение прав переселенцев, которое может и должно быть устранено.

3. Вопросы трудоустройства

Вопрос от переселенцев из Казахстана (Грейслер Н., Иванов Д.) Министерству труда и занятости, управлению по вопросам миграции.

Несмотря на то, что законодательно переселенцам разрешается устраиваться на работу без наличия патента, работодатели отказывают в приме на работу, только увидев паспорт гражданина иностранного государства, апеллируя тем, что им будут выписаны штрафы от органов миграционной полиции за привлечение иностранного работника без разрешения. И такой «отказ» дают не только индивидуальные предприниматели, но и крупные фирмы, такие как «МТС», «Ростелеком». Даже то, что переселенцы указывают на наличие разрешения со стороны закона, это не действует на бухгалтеров и юристов компаний.

(справочно: N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года. Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. (приложение
№ 19)).

По словам представителей миграционной полиции данная ситуация возникает в результате малограмотности юристов и бухгалтеров фирм. Организации могут принимать на работу переселенцев, единственное условие- уведомление органов миграционной полиции о заключении трудового договора. Работа по разъяснению законодательства с ними ведется в форме семинаров, практикумов. Однако, получается, что проведение такой работы неэффективно, если случаи отказа от приема на работу имеют место быть.

Сопутствующим вопросом была возможность переподготовки. Представитель министерства труда и занятости пояснил, что переподготовка проводится при участии центров занятости населения, а также учебных заведений системы здравоохранения по профессиям, которые наиболее востребованы на территории переселения.

4. Очереди в территориальных органах миграционной полиции

Вопрос от переселенца из Казахстана (Атаманов С.)

В территориальных органах миграционной полиции прием переселенцев ведется вместе с трудовыми мигрантами, хотя установлено определенное время для приема участников программы переселения. Переселенцы вынуждены простаивать в очередях. Полная информация по программе переселения на информационных стендах отсутствует, образцы заполнения не представлены. Бланки заявлений по компенсациям выдаются не в полном объеме, их приходится копировать в ближайших копи-центрах. Как предложение озвучено, что переселенцев можно принимать непосредственно в центральном отделе, убрав промежуточные территориальные звенья. База данных по решению о предоставлении разрешения временное проживание на сайте МВД РФ обновлена 10.2016 года, что не позволяет получить достоверную информацию.

Представители миграционной полиции пояснили, что прием именно в центральном отделе (управлении) затруднит прием переселенцев из отдаленных районов области. Установка автоматов для выдачи талонов, электронных табло в территориальных органах в ближайшее время невозможно. Ответов о недостаточном количестве информации на стендах, необходимости копирования бланков не поступило. Было сказано только то, что это «будет сообщено руководству».

5. Медицинское обеспечение до получения РВП

Представитель министерства здравоохранения Иркутской области пояснил, что получение медицинской помощи до получения РВП возможно только после получения полиса обязательного медицинского страхования, хотя в ходе беседы было отмечено, что в соседних областях это производится бесплатно, за счет средств областного бюджета и почему возникает такое разночтение одного и того же закона. Что интересно, представитель министерства любыми способами избегал ответа на вопрос о гарантиях бесплатной медицинской помощи при ряде заболеваний, угрожающих жизни пациента.

При пояснении ситуации представителем министерства труда и занятости указала что при проведении видеоконференций с представительствами миграционной полиции МВД РФ за рубежом для решения проблем с получением полисов ОМС рекомендовано получать РВП в странах исхода. Однако, например в Казахстане (по словам переселенца Атаманова С., Иванова Д.) получить это самое РВП и даже записаться на него не представляется возможным. То есть переселенец ставится в ситуацию, когда он вынужден приобретать полис обязательного медицинского страхования, хотя федеральным законодательством при определенном перечне медицинских состояний (заболеваний) медицинская помощь оказывается бесплатно и, исходя из духа (смысла) закона данные процедуры не требуют наличия полиса медицинского страхования в любой из форм.

Общим итогом «стола» явилось то, что некоторые вопросы будут решаться в частном порядке, но системного подхода к решению проблем не будет. Поступило достаточно много вопросов, поднялись нерешенные проблемы, но путей их решения найти так и не удалось.

Решение указанных вопросов возможно, путем внесения изменений в некоторые законодательные акты регионального уровня, что предусматривается распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1636-р, а именно:

1. Исключить из региональной программы переселения ограничения в образовательном цензе с учетом трудового стажа для приведения региональной программы в соответствие с требованиями ст.7 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 (основная цель для регионов приоритетного вселения — решение демографических проблем).

2. Для приведения в соответствие со ст.21 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 (Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме) внести изменения в постановление правительства Иркутской области от 15 января 2016 года № 20-пп, а именно: ст.9. «Размер частичного возмещения расходов составляет не более 70 процентов от размера платы за жилое помещение в месяц на семью участника Государственной программы, но не более 200 рублей в сутки на каждого члена семьи».

Исключить п.4 ст.16 (основания для отказа в предоставлении частичного возмещения расходов), как противоречащую
статье 1195 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Обязать министерство труда и занятости, органы миграционной полиции МВД РФ уведомлять в письменной (электронной) форме всех потенциальных работодателей о возможности приема на работу участников Государственной программы переселения Соотечественников из-за рубежа. Обеспечить информирование по вопросам программы переселения во всех средствах массовой информации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1636-р.

4. Обеспечить полноту информации о программе переселения, образцы заполнения соответствующих бланков в территориальных органах миграционной полиции, а также их полное предоставление участникам государственной программы переселения соотечественников. В кратчайшие сроки решить вопрос об электронной очереди для приема по программе переселения территориальными органами миграционной полиции.

5. Внести изменения в территориальную программу предоставления гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в соответствие с федеральной программой, а также Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 в части бесплатного предоставления медицинских услуг бехз наличия полиса медицинского страхования до получения участниками программе переселения разрешения на временное проживание.

Сергей Атаманов

Поделись с друзьями
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Email this to someone
email
Print this page
Print